Категорийный менеджер: кто это и чем полезен в бизнесе
13.09.2022
Категорийный менеджер для бизнеса: чем занимается и зачем нужен компании
Категорийный менеджер — специалист, который управляет ассортиментом товаров компании. Можно сказать, что он обеспечивает коммерческий успех бренда.
Востребованность специалистов этого направления довольно сложно переоценить, однако спрос на них постепенно растет с каждым годом. А с ростом digital-коммерции появилась даже отдельная профессия — категорийный менеджер e-commerce.
Каким компаниям нужны категорийные менеджеры
На сегоднящний день категорийные менеджеры нужны всем компаниям, которые работают с широким ассортиментом. Довольно популярны он в сфере ретейла — розничной торговли.
Первыми по внедрению системы категорийного менеджмента были курпные иностранные корпорации — Procter & Gamble, Unilever, Mars.А позже, относительно недавно, систему подхватили и российские бренды. Сейчас они есть и в крупном ретейле, атакже в небольших производственных и дистрибьюторских компаниях.
В каких сферах активно используют категорийный менеджмент?
Сначала этот вид менеджмента используют в продажах товаров повседневного спроса (FMCG). Эти методики категорийного менеджмента еще присособии в медицине, технике, косметической отрасли и многих других сферах, где в каждой сфере имеется своя специфика управления ассортиментом.
Но более интересной для разбора является трансформация категорийного менеджмента в fashion-индустрии. В крупных компаниях, например, Ostin, Melon Fashion Group и Lime категорийный менеджер — «универсальный солдат»: он предугадывает нвые тренды и приспосабливает ассортимент бренда к ним. Для небольших локальных брендов одежды вроде 2Mood, Lichi, I am studio категорийный менеджер считается главным ядром команды, которое обеспечивает важный коммерческий успех.
Чем занимается категорийный менеджер
Главная задача такого менеджера — постоянный анализ ассортиментной матрицы, а также поиск ее слабых мест и точек роста. Категорийный менеджер должен управляет ассортиментом компании ровно так, чтобы тот приносил ей самую максимальную прибыль, которая возможна. Например, следит за актуальностью товаров и исключает невостребованные и вводит те, у которых увеличился спрос и будут хорошо продаваемы.
Категорийный менеджер вовлечен во многие процессы:
- анализ конкурентной среды;
- составление ассортиментной матрицы;
- поиск поставщиков или производств;
- переговоры с поставщиками;
- заключение договоров и ведение документооборота;
- согласование образцов товаров;
- ротация ассортимента;
- контроль процесса закупок;
- ценообразование;
- отслеживание трендов и сезонности;
- аналитика данных;
- мониторинг визуального мерчандайзинга;
- и многие другие.
Изнаяать может казаться, словно категорийный менеджер полность проживает на работе и занимается абсолютно всем — от закупок до рекламы. Однако это далеко не так. Да, категорийный менеджер — высокоуровневый специалист, от которого не требуется глубокое погружение во все процессы, но это не означает, что он выполняет всю работу смостоятельно. Поэтому у таких менеджеров часто есть свои ассистенты, которые берут на себя часть работы.
Например, за закупки ответсвенный байер, подготовленный маркетолог будет заниматься маркетингом, в то время как отчеты и статистические данные формируют аналитики, а закоммерческие показатели отвечают финансово-плановые отделы и бухгалтерия. Здесь категорийный менеджер будет контролировать процессы и принимать финальные решения.
Как бизнесу найти личного категорийного менеджера
Есть три дельных совета, которые помогут вам найти своего категорийного менеджера.
1. Во-первых, определите, какие задачи будет решать менеджер.
Нередки случае, когда в компаниях сильный отдел закупок и менеджеры в нем уже имеют обязательства в выполнении значимой доли задач категорийного менеджера. Однако при этом им может нехватать творческих навыков, понимания трендов, насмотренности и умения составлять ассортиментные матрицы. Тогда вам подойдёт профессионал с бэкграундом бренд-менеджера, продакт-менеджера или маркетолога.
А бывает и наоборот: в компании довольно сильная креативная команда, но в ней не хватает рабочих рук, которые будут реализовывать творческие идеи команды. В этом случае компании нужен специалист, который займется операционными задачами.
2. Проводите поиск специалиста с помощью нетворкинга.
На сегоднчшний день рынок категорийного менеджмента небольшой: это создает ощущение, что «все знают друг друга». Это связано с тем, что категорийные менеджеры обычно посещают общие тематические мероприятия и довольно неплохо общаются друг с другом. И если вы нуждаетесь в специалисте, не торопитесь размещать свои вакансии на сервисаах. Слветуем ножно начать поиск с тематических мероприятий, например, открытых тренингов или вебинаров, где вы сможете повстречать необходимого эксперта.
3. Смотрите на личные качества специалиста.
Начнем с того, что рабочий день категорийного менеджера на 80% состоит из операционной работы. Он анализирует таблицы, сверяет данные, переписывается с партнерами и смежными департаментами, и лишь остальные 20% идут на творческую деятеельность. Поэтому важно, чтобы соискатель был исполнительным, пунктуальным, готовым к рутинной работе.
Таким образом вы сможете подобрать нужного специалиста, который сожет правильно адаптироваться под требования и критерии деятельности вашей компании.
Автор: Вероника Ильина
Источник: skillbox.ru